Mарихуана вошла в число предметов первой необходимости для загробной жизни

Древние люди выращивали коноплю не только для того, чтобы вить верёвочки. Они делали из неё марихуану и кайфовали. К такому выводу склоняется международная группа учёных, которая изучила содержимое могилы, выкопанной 2700 лет назад. В ней среди прочего добра было найдено 789 граммов травки, которую запасливый шаман любил настолько, что прихватил с собой на тот свет. Причём эта старейшая на планете марихуана мало чем отличается от сегодняшней.

Немного предыстории. Огромное древнее кладбище площадью 54 тысячи "квадратов" обнаружили в пустыне Гоби местные фермеры. Было это примерно 20 лет назад. Могилы нашлись в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, близ города Турфан.

Археологи начали раскопки, которые были в основном завершены в 2003 году. На кладбище Яньхай (Yanghai Tombs) оказалось 2500 могил, возникших здесь от 3200 до 2000 лет назад.

Учёным крупно повезло, ведь захоронения находились на глубине 2 метра и более, климат в этих местах засушливый, а почвы щелочные – человеческие останки хорошо сохранились, а некоторые и мумифицировались.

Кроме того, в замечательном состоянии были найдены многочисленные артефакты: снаряжение, инструменты, посуда, украшения и так далее.

Одной из самых богатых исследователи посчитали могилу M90 размером 220 х 170 см – на глубине 210 см тут похоронили 45-летнего белокожего голубоглазого господина. Предметы вроде уздечки, лука для стрельбы, музыкального инструмента, посуды и другие вещи указывали на высокий социальный статус погребённого. Учёные записали его в шаманы.

У головы покойного стояла кожаная корзина, а у ног – деревянная чаша. В обоих "контейнерах" оказалось слегка толчёное вещество растительного происхождения.

Поначалу его посчитали кориандром (Coriandrum sativum), но потом пригляделись – ба, да это же Cannabis sativa!

За исследование взялась большая группа учёных из США, Великобритании, Китая, Италии и Австрии – 17 специалистов (ботаников, биологов, палеонтологов) во главе с профессором Итаном Руссо (Ethan B. Russo), которые провели фитохимический и генетический анализы, а по результатам опубликовали статью в Journal of Experimental Botany.

На то, что травка шамана – не дикорастущая пустышка, указывали и размер семян, смешанных с листьями, и их цвет, и другие характеристики. Было ясно – это культивируемая в соответствии с принципами академика Вавилова марихуана, причём отборная: все части мужских растений (наименее психоактивные) были аккуратно удалены.

В общем, содержание 9-тетрагидроканнабинола было на весьма приличном уровне. Разве что у древнего образца отсутствовал типичный запах конопли.

Рассмотрев листья конопли под микроскопом и увидев зелёный цвет, учёные посчитали, что древняя марихуана "эффективна" и сегодня. В настоящее время конопля из могилы шамана передана на хранение в музей Турфана, а группа Руссо намеревается продолжить раскопки на кладбище, где её ждут ещё около 2000 могил. Не исключено, что в них кроется ответ на вопрос о способе употребления/применения культивированной марихуаны .

Правда, никаких приспособлений для курения или вдыхания марихуаны ни в могиле шамана, ни на всём участке раскопок – так и не нашлось. Поэтому способ употребления остался нерешённым вопросом.

Исследователи, говоря о культивировании каннабиса в фармацевтических, психотропных, психоактивных или неких мистических целях, лишь выдвигают предположения о "приёме через рот", возможно, вместе с такими пряностями, как каперсы колючие (Capparis spinosa), которые тоже были в могиле. Есть версия и о просеивании через ткань с дальнейшим распылением.

Как бы там ни было, марихуана вошла в число предметов первой необходимости для загробной жизни. Впрочем, учёные считают, что если бы конопля была выращена в "более духовных или медицинских целях", очевидно, шаман захватил бы с собой травы побольше.