Американские учёные обнаружили вещество, способное обращать действие лекарственных средств нового класса, которые только входят в клиническую практику. Антидот может быть полезен в случае, если у больного возникают побочные эффекты при лечении этими препаратами.

Антидот прерывает действие препаратов, разжижающих кровь, которые назначают больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями перед ангиопластикой, чтобы освободить артерии от тромбов. Приём этих препаратов предотвращает тромбообразование во время операции, но у многих больных при этом развиваются кровотечения.

"Наличие под рукой антидота сделает лечение более безопасным", - говорит Bruce Sullenger из медицинского центра при Университете Дьюка, автор исследования, опубликованного в журнале "Природная медицина" (Nature Medicine).

Но описанное вещество не только обращает действие препаратов, разжижающих кровь, но, по-видимому, действует и против целого класса новых препаратов - аптамеров.

"Действие большинства лекарственных средств направлено против белков, а в данном случае на белки действуют РНК, - пояснил Sullenger в телефонном интервью. - В норме в организме человека РНК встречается только внутри клеток, и антидот использует именно эту особенность, воздействуя только на нуклеиновые кислоты, находящиеся вне клеток". "Он впитывает их, как губка", - добавляет исследователь.

Учёные проверили действие антидота in vitro на 8 различных препаратах класса аптамеров. На все он оказывал подавляющее действие. Кроме того, исследователи испытали антидот на поросёнке, которому предварительно давали препараты, разжижающие кровь. И вновь эффект последних был полностью устранён.

На сегодня только один препарат класса аптамеров одобрен Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств США. Это макуген (Macugen), применяемый при возрастной дегенерации жёлтого пятна. Однако, по словам Sullenger, испытывается ещё ряд препаратов этого класса.

"Мы полагаем, что это открытие существенно расширит список болезней, которые можно лечить с помощью аптамеров, и сделает такое лечение безопасным", - говорит он.