Как уникальное географическое положение помогло ученым-вирусологам

Уральские ученые установили, как и когда в Европу попал вирус клещевого энцефалита.

После изучения генома вируса ученые пришли к выводу, что он появился и укоренился на Урале примерно 400 лет назад - в период активного освоения Сибири человеком. Из природного очага животные, сопровождающие людей по торговым путям, распространили вирус как минимум до Прибалтики.

Совершить открытие помогло уникальное географическое положение Свердловской области. На ее территории, через которую пролегают исторические пути в Сибирь, представлены все известные штаммы сибирского генотипа вируса. В 60-80-е года они были собраны в уникальную коллекцию, благодаря которой удалось установить возраст популяции вируса и места его концентрации.

По словам заведующего лабораторией молекулярной генетики УрГУ, кандидата биологических наук Сергея Ковалева, знания о развитии и распространении вируса позволят ученым выработать стратегию профилактики энцефалита и борьбы с ним. Кроме того, исследователи надеются применить обнаруженные закономерности и к другим природноочаговым заболеваниям, возбудителей которых переносят те же клещи.

Результаты исследования опубликованы в британском журнале General virology.