Обнаружен вырабатываемый естественным путем гормон, который может продлить продолжительность жизни

Ученые выявили гормон, который значительно увеличивает продолжительность жизни мышей. Это открытие может стать большим шагом вперед в разработке лекарств, которые способствуют долголетию людей. Этот гормон естественным образом вырабатывается в организме млекопитающих, в том числе людей, и может увеличить продолжительность их жизни. Ученые давно стремятся увеличить продолжительность жизни человека. Но для изучения этого гормона нужно проделать еще много работы, предупреждают эксперты. Так, необходимо установить, будет ли этот гормон эффективен для организма человека, не вызовет ли он побочных эффектов. Но открытие создает перспективу для новых исследований и путеводные нити для расшифровки биологических процессов старения.

"Это очень важное открытие, – говорит Анна Маккормик из Национального института старения, который помогал финансировать это исследование, статья о котором была опубликована вчера в научном интернет-издании Science. – По этому пути – создание веществ, которые будут способствовать здоровью и долголетию людей – явно стоит пойти".

Макото Куроо из медицинского центра университета Техаса в Далласе, который руководил исследованием, сказал: "Это может дать ключ к пониманию молекулярных механизмов старения и открывает новые пути для лечения болезней у людей, связанных со старением".

Этому открытию положило начало исследование, о котором Куроо и его коллеги написали в 1997 году. В ходе того исследования ученые нашли у мышей ген, при повреждении которого у животных появлялись такие же признаки старения, как у людей: артерии теряли эластичность, кости утончались, на коже появлялись морщины, легкие становились слабыми, и мыши преждевременно умирали. Ученые назвали этот ген Клото, в честь греческой богини, которая прядет нить человеческой жизни.

Затем Куроо и его коллеги внедрили этот ген в организм мышей и обнаружили, что животные, имеющие его, в среднем жили на 20-30% дольше обычного – 2,4-2,6 года, хотя обычно продолжительность жизни мышей составляет 2 года. Причем в организме "мышей-долгожителей" не возникало никаких побочных эффектов.

"Это показывает, что ген Клото регулирует процесс старения", – говорит Куроо.

Затем исследователи обнаружили, что этот ген в больших количествах производит вещество пептид. Ученые извлекли пептид и ввели его в организм мышей. Тесты на этих животных показали, что пептид оказывает влияние на функции обмена вещества, на изучении которых в последние годы сосредоточились исследователи процессов старения.

К примеру, ученые установили, что вызванное этим веществом снижение уровня инсулина в крови ведет к увеличению продолжительности жизни животных, которых кормили низкокалорийной пищей.

Некоторые исследователи видят главное достоинство нового открытия в том, что обнаружен вырабатываемый естественным путем гормон, который может продлить продолжительность жизни млекопитающих.

"Есть много способов сократить жизнь животных, но очень трудно найти способ увеличить продолжительность жизни, – говорит Джордж Мартин, научный директор Федерации по исследованию старения. – Это замечательное открытие".

Куроо и его коллеги планируют ввести это вещество в организм мышей и посмотреть, насколько увеличится продолжительность жизни животных, а также изучить, связан ли уровень протеина в крови людей с их продолжительностью жизни. Предыдущие исследования показали, что люди с определенной вариацией этого гена в своем организме подвержены заболеваниям, связанным со старением, таким как инфаркты, инсульты и остеохондроз.

Между тем Куроо и другие ученые предупреждают, что часто вещество, которое является эффективным для организма мышей, может не оказывать полезного эффекта на организм человека. К примеру, этот гормон снижает уровень инсулина в крови, что уже вызывает определенные опасения.

Тем не менее, такие исследования заполняют пробел в изучении биологии старения. (Роб Штайн, The Washington Press)