Микроб с ракетным топливом будет чистить канализацию

Бактерия Brocadia anammoxidans, которая потребляет аммиак и производит горючий компонент ракетного топлива, однажды сможет удешевить очистку сточных вод чуть ли не на 90%. Об этом сообщили микробиолог Марк Строус (Marc Strous) и его коллеги из голландского университета Неймегена (Radboud Universiteit Nijmegen).

Эта бактерия, которую учёные сначала обнаружили в дрожжах, а потом и в открытом океане в конце 1990-х, живёт без кислорода, производя энергию из нитритов и аммиака, которые содержатся в сточных водах.

Необычный микроб потребляют аммиак, выдавая гидразин (диамид), N2H4 — растворимую в воде бесцветную жидкость, взрывоопасную и ядовитую, больше известную в качестве компонента ракетного топлива.

"Это единственный организм на Земле, производящий гидразин. До открытия данной бактерии было принято считать гидразин искусственно созданным веществом", — сообщил Строус.

Бактерии хранят ядовитое топливо в органоиде — специализированной структуре клетки, подобном митохондрии типе биологической электростанции.

Правда, не следует ожидать, что Brocadia anammoxidans когда-нибудь снабдит топливом космический корабль: "Производство гидразина стоит бактерии много энергии, и она получает компенсацию, перерабатывая его снова, — объяснил Строус. — Микробы зависят от этого вещества, таким образом, мы не можем его у них отнять".

Поэтому вместо поставки топлива исследователи используют бактерии для очистки сточных вод. Строус говорит, что потребуется два или три года, чтобы "научить" микроб работать на нужном уровне. Впрочем, "завод опытного образца" в Роттердаме уже действует.

Читайте также о том, как бактерию встроили в электронный чип, как биологи пытаются оцифровать кишечную палочку, и узнайте, сколько микробов может жить в одном грамме почвы.