Несчастный случай в ходе эволюции сделал ВИЧ убийцей

Разгадана самая старая тайна ВИЧ. Исследователи выяснили, почему этот возбудитель вызывает у человека СПИД и безвреден для большинства обезьян, сообщает Inopressa. "Несчастный случай в ходе эволюции" сделал вирус убийцей человека.

Ученых давно занимал вопрос: почему ВИЧ разрушает иммунитет человека, в то время как у обезьян инфекция протекает без существенного вреда для их здоровья? Международная команда исследователей под руководством немецких ученых нашла, по всей вероятности, ответ на этот вопрос: вирус в ходе своего развития утратил способность контролировать иммунную реакцию в теле своего хозяина.

Человек, заразившийся ВИЧ, практически в 100% случаев заболевает СПИДом, то есть его иммунная система, в конце концов, перестает работать. У большинства приматов, инфицированных вирусом иммунодефицита обезьян (ВИО), не наблюдается схожих со СПИДом симптомов. Только шимпанзе и некоторые другие обезьяны, вариант ВИО которых схож с ВИЧ, заболели схожими со СПИДом заболеваниями.

Как выяснили исследователи из команды Франка Кирхоффа и Михаэля Шиндлера из Университета Ульма, ключом к разгадке смертоносной агрессивности возбудителя СПИДа является протеин, именуемый "Негативным фактором" или сокращенно Nef.

В самом древнем варианте вируса белок обладал способностью держать в узде иммунитет своего носителя: он мог регулировать активность так называемых Т-клеток. Для размножения вируса присутствовало необходимое число Т-клеток, однако не так много для того, чтобы спровоцировать повышенную реакцию иммунитета.

Эта способность была утрачена в ходе последующего развития вируса. У непосредственного предшественника ВИЧ ее уже не было. К такому выводу пришли ученые из специализированного журнала Cell. Вследствие этого ВИЧ-инфекция приводит к постоянной гиперактивности защитной системы организма. Т-клетки делятся, размножаются и тут же погибают. "Через несколько лет иммунная система разрушается, что и приводит к СПИДу", ? заявил Кирхофф в интервью Spiegel Online.

"Постоянно высокая активность иммунной системы" является единственным отличием между болезнетворными и поддающимися лечению инфекциями, вызываемыми вирусами, ослабляющими иммунитет. Роковое изменение, по мнению ученых, произошло у непосредственного предшественника вируса шимпанзе, поскольку вариант Nef у шимпанзе тоже не обладает контрольной функцией.

Подтверждение этих предположений ученые видят и в том, что ВИО с исправной функцией Nef в природе встречается в 20 раз чаще, чем ВИО с измененным вариантом. В недавнем прошлом было установлено, что ВИЧ изначально пришел из Камеруна.

"Раньше считалось, что повышенная реакция иммунной системы является верным средством против СПИДа", ? говорит Кирхофф. Однако сейчас становится очевидным, что это неверная стратегия: "Важно научиться дозировать реакцию иммунитета". Возможно, с помощью медикаментов удастся добиться того, чтобы ВИЧ-инфекция перешла у человека в хроническую стадию и не привела к развитию СПИДа ? так, как это происходит у обезьян.