Навязчивые мысли передаются по наследству

Тяжелое психическое заболевание - обсессионно-компульсивное расстройство оказалось очередным недугом, связанным с человеческой наследственностью. Сразу две команды ученых с североамериканского континента обнаружили связь между заболеванием и одним из участков ДНК, сообщает gazeta.ru.

От навязчивых мыслей (обсессионно-компульсивного расстройства, ОКР) в девять раз чаще страдают люди, родственники которых имеют схожие проблемы. Новые исследования пролили свет на один из генетических факторов, которые приводят к болезни.

Одновременно из двух источников в журнал Archives of General Psychiatry (США) пришла информация о связи болезни с геном SLC1A1. Ген кодирует белок EAAC1, который регулирует появление и выделение глютамата из клеток мозга. Как было установлено ранее, нарушения в процессе выделения глютамата и приводят людей к ОКР.

Команда из Университета Торонто в основу своего сообщения положила данные изучения 157 пациентов с ОКР и их 319 родственников первой степени. Ученые обнаружили связь между ОКР и тремя положениями SLC1A1. Как говорят коллеги канадцев из Йельского университета, работа из Торонто выглядит многообещающей и делает ген SLC1A1 подозреваемым номер один в причинах обсессивно-компульсивного расстройства.

Вторая статья - работа сразу трех американских вузов: Университета штата Иллинойс в Чикаго, Университета Чикаго и Университета штата Мичиган. Четыре года назад ученые из этих заведений уже делали работу на геномобольных ОКР и их родителей. И показали связь ОКР с вариациями в девятой хромосоме, в которой локализован SLC1A1. Новая работа ученых основана также на генетических образцах 71 ОКР-пациента и их родителей.

Обе работы показали: плохая наследственность увеличивает риск заполучить ОКР в девять раз.

В последнее время все чаще появляются работы, связывающие различные нейродегенеративные заболевания и психические расстройства с генетикой человека. Так, ученые из Боннской национальной исследовательской сети генома (Bonn's National Genome Research Network) при Боннском университете сообщили о локализации гена дислексии ? заболевания, при котором человек испытывает затруднения при восприятии и прохождении текстов. Ген получил наименование DCDC2. Авторы работы свидетельствуют, что присутствие этого гена повышает вероятность поражения человека дислексией в пять раз.

Кстати, это заболевание считают наследственной чертой семейства действующего президента США Джорджа Буша.

А исследователи из медицинского центра при Калифорнийском университете выявили связь между мутацией гена, отвечающего за доступ ионов калия в клетки, с нейродегенеративными заболеваниями. Ген KCNC3 обычно кодирует тип калиевых каналов, которые в нормальном состоянии открываются и закрываются очень быстро. Эти каналы очень важны для функционирования так называемых быстрых нейронов (fast-bursting neurons), срабатывающих сотни раз в секунду в нашем головном мозгу.

В 2004 году учеными того же медицинского центра Калифорнийского университета обнаружено новое наследственное нейродегенеративное заболевание, которое поражает 1 из 3 тыс. мужчин старше 50. Болезнь, названную связанным с Х-хромосомой синдромом тремора/атаксии, или FXTAS (X-associated tremor/ataxia syndrom), чаще всего ошибочно диагностировали как болезнь Паркинсона. Причина ее пряталась в небольшом генетическом изменении на Х-хромосоме.