Депрессия размазалась по ДНК

"Гена депрессии" как такового не существует, но природа этого заболевания всё-таки генетическая. Просто его маркирует не один, а целая совокупность генов. Подтверждение данной теории, сами того не желая, высказали её оппоненты, которые нашли сразу несколько "единственных" генов депрессии, сообщает gazeta.ru.

То, что склонность к депрессии ? заболевание генетическое, которое невозможно вылечить только лекарственными препаратами, ученые уже выяснили. Однако, в какой части ДНК кроется причина заболевания, пока неизвестно. Над выяснением этого вопроса поработала группа ученых из 6 университетов под руководством профессора психиатрии и наук о поведении Дугласа Левинсона из медицинского факультета Стэнфордского университета. Они изучили 650 семей, в каждой из которых было хотя бы два человека, страдающих от рецидивирующих затяжных и тяжелых депрессий (минимум два раза в жизни).

Первая часть исследования заключалась в сканировании геномов членов семей, направленном на обнаружение связей между депрессиями и маркерами ДНК различных хромосом. В итоге анализ показал ?проблемные? области, нуждающиеся в более глубоком изучении.

В ходе второй фазы ученые обратили пристальное внимание на заинтересовавшие их подозрительные области, сосредоточенные в хромосоме 15.

По словам Левинсона, он и его коллеги обнаружили 6 маркеров ДНК в этой области при первичном анализе и еще 88 при последующем. Поэтому говорить о наличии определенного гена депрессии не приходится.

Более того, говорит профессор, за развитие депрессивного состояния в человеке может отвечать только группа взаимодействующих генов, благодаря совместному функционированию которых и строится база для прогрессирования психического заболевания. На эту базу накладываются и прочие факторы, такие, как жизненные обстоятельства пациентов или психологические травмы, считавшиеся ранее основными причинами появления расстройств.

"Мы не думаем, что депрессия носит исключительно генетический характер, однако наследственность здесь имеет значение, ? отметил Левинсон. ? И, если мы сможем найти один или более генов, в которых есть определенные изменения последовательности ДНК, что, в свою очередь, приводит к увеличению риска депрессии, мы поймем, какова роль подобных частей ДНК в работе нейронов и как они делают кого-то более расположенным к депрессии, а кого-то менее", ? добавил он. Теперь профессор собирается проанализировать 2 тысячи человек для идентификации определенных генов с изменениями ДНК, которые приводят к возникновению сильных депрессий, а также более детально исследовать заинтересовавшие их области хромосомы 15.

Правда, перед началом работ ему стоит ознакомиться с выводами коллег из Королевского колледжа в Лондоне. Тем более что они прямо противоположны его результатам.

По мнению британцев, во всем виновата не какая-то обширная часть хромосомы, а один единственный ген.

В течение последних нескольких лет генетики колледжа работали над природой депрессии и в итоге обнаружили ген, благодаря которому (по их мнению) возникает и прогрессирует это заболевание. Ген 5-НТТ, присутствующий в организме человека в длинной и короткой версиях, и есть главная причина угнетенного состояния огромного количества людей, утверждают авторы работы.

Как заявили британские исследователи, 5-НТТ отвечает за расход нейронами головного мозга серотонина ? нейромедиатора и гормона, имеющего массу физических функций, в том числе связанных со сменой настроения. Известно, что при ряде психологических недугов, таких, как бессонница, различных хронических болевых синдромах, депрессивных состояниях наблюдается патологическое понижение уровня серотонина. В свою очередь, 5-НТТ в короткой версии вырабатывает меньше серотонина, чем в длинной. Поэтому если человек является обладателем двух коротких версий гена, то он фактически обречен заболеть, т. к. серотонин в его организме изначально находится на очень низком уровне.

Открытие британцев можно было бы признать сенсационным, если бы они оказались единственными, кто нашёл ген депрессии. Однако это не так.

Американские коллеги Левинсона пару месяцев назад открыли еще один ген, связанный с повышенной склонностью человека к депрессии и психическим заболеваниям. По их версии, на роль "гена депрессии" претендует ген ? переносчик серотонина, названный SERT-1. Он может вызвать изменения в структуре головного мозга в зависимости, опять же, от того, какая ? длинная или укороченная ? его конфигурация представлена в организме человека.

Как заявил руководитель исследования Дуайт Герман, укороченный ген маркирует повышенную склонность к депрессивным расстройствам. При этом у людей, склонных к подобного рода расстройствам, на 20% увеличена задняя часть таламуса головного мозга, отвечающая за негативные эмоции, в то время как другие отделы мозга, наоборот, уменьшены.

Так что причины для скептичного отношения к идее о моногенетичной природе депрессии у Левинсона и его команды есть: уже вторая группа исследователей сообщила, что обнаружила тот самый "единственный" ген, который и ответствен за возникновение болезни.