СПИДом по раку

Производимый вирусом СПИДа белок ученые приспособили для доброго дела. Он будет бороться против рака. Вещество, позволяющее вирусу встроиться в клетки человеческого организма, теперь будет доставлять лекарство точно в клетки раковой опухоли, передает gazeta.ru.

Американские медики решили бороться с одной смертельной болезнью при помощи другой. Оказывается, продукт жизнедеятельности вируса СПИДа может помочь в борьбе с раком. Ученые из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе придумали, как доставить противораковые агенты в раковую клетку. Для этого они использовали белок ТАТ, кодируемый вирусом СПИДа. Белок ТАТ как раз помогает вирусу встраиваться в различные клетки и фактически транспортировать вирус в клетку.

Сам по себе белок ТАТ безопасен. Он не может вызвать СПИД, и его действие не имеет побочных эффектов. Несмотря на свои относительно небольшие размеры, ТАТ способен транспортировать достаточно крупные молекулы. Ученые связали ТАТ с протеином под названием Bim. Этот протеин действует как подавитель опухоли и заставляет раковые клетки погибать из-за апоптоза (программируемой клеточной смерти).

Во время экспериментов на мышах ученые установили, что комплекс ТАТ-Bim инициирует процесс апоптоза раковых клеток и усиливает эффект радиационной терапии.

После 40 дней терапии комплексом мышей со злокачественными опухолями 80% мышей остались живы против 20% выживших животных из группы, которая не получала комплекс.

Исследование медиков опубликовано в январском выпуске Annals of Surgical Oncology 2007 года.

В последние годы изучение механизмов действия вируса СПИДа часто приводит к очень необычным результатам

Например, ученые из Барнеттовского колледжа биомедицинских наук Университета Центральной Флориды (Burnett College of Biomedical Sciences University of Central Florida) обнаружили, что содержащийся в крови приматов пептид может успешно блокировать вирус СПИДа от проникновения в клетки человеческого организма, при этом вирус не успевает приспособиться к нему, как к обычным препаратам.

Механизм подобной эффективности пока что не ясен. Ученые предполагают, что это связано с тем, что пептид взаимодействует сразу с несколькими участками клетки и вируса

Если дальнейшие результаты опубликованного в Journal of Immunology исследования подтвердят устойчивость ретроциклина к вирусной адаптации, американцы планируют освоить промышленное производство пептида методом генной инженерии.