Древнейшая бактерия подарила ученым надежду

Из школьного курса биологии нам известно, что все клетки со временем разрушаются. Грубо говоря, это и есть процесс старения живых организмов. И хотя поврежденные клетки регенерируются и восстанавливаются, далеко не все существа способны надолго оттянуть момент своей смерти. Несколько таких "долгожителей" удалось обнаружить международной группе ученых под руководством профессора Эске Виллерслева из университета Копенгагена.

Уникальные микроорганизмы были найдены в ходе изучения почв в условиях вечной мерзлоты на северо-западе Канады, в северо-восточной Сибири и Антарктике. Речь идет о древнейших бактериях, которые содержат действующую, относительно неповрежденную ДНК и даже демонстрируют некоторое подобие обмена веществ. Сравнив фрагменты их ДНК с данными о ДНК современных организмов, исследователи пришли к выводу, что эти бактерии могли регулярно восстанавливать повреждения в носителях генетической информации на протяжении почти полумиллиона лет! Более того, по словам ученых, в условиях вечной мерзлоты такие одноклеточные способны прожить целых 600 тыс. лет и более. Таким образом, по мнению исследователей, найденные бактерии вполне можно считать самыми старыми из всех живых организмов на Земле.

"Некоторые из этих бактерий фактически являются живыми, - пишут исследователи на страницах журнала Proceedings of The National Academy of Sciences. - У них сохранился метаболизм, а значит, ДНК разрушена не так сильно". Правда, каким образом клетки этих микроорганизмов научились тормозить процесс разрушения ДНК, пока не понятно. Тем не менее ученые надеются, что анализ жизнедеятельности бактерий-долгожителей не только поможет современной науке в понимании того, как клетки стареют, разрушаются и умирают, но и подскажет ответ на извечный вопрос: есть ли жизнь на Марсе?

Дело в том, что, по мнению многих исследователей, обитателей Красной планеты следует искать в ледяном океане, следы которого были обнаружены в конце прошлого года агентством NASA. Температура там еще ниже, чем на Земле, а это значит, что марсианские бактерии вполне могли сохраниться в условиях вечной мерзлоты. "Чем холоднее окружающая среда, тем дольше способна просуществовать ДНК, - отмечают ученые. - А уж в таких местах, как Марс и луна Юпитера Европа, которые являются эдакими "морозильниками", она может жить в течение очень долгого времени", сообщает utro.ru.