Потенциальный истребитель вирусов

Новый тип вируса способен воспроизводиться в клетке лишь за счет уменьшения количества других вирусов. Это открывает новые возможности в борьбе с вирусными инфекциями.

Дидье Рауль (Didier Raoult) и его коллеги из Средиземноморского университета в г. Марсель (Франция) открыли новый тип вирусов, которому они дали условное название "вирофаги" по аналогии с бактериофагами - вирусами, инфицирующими бактерии, пишет СNews.ru со ссылкой на Nature.

Бактериофаги, или просто фаги - в буквальном переводе "пожиратели бактерий" - размножаются внутри бактериальной клетки и приводят к ее лизису. В начале XX века в медицине было создано новое направление "фаговой терапии", основанное на избирательном поражении бактериальных клеток вирусами, однако с появлением пенициллина и других антибиотиков оно отошло на второй план. Сейчас бактериофаги используют больше в генной инженерии в качестве векторов, переносящих участки ДНК.

Название Sputnik, естественно, восходит к советскому космическому аппарату "Спутник", но, видимо, авторы ввели это название и для того, чтобы отличить новый вирус от уже известного класса вирусов-сателлитов, к которым относится, например, вирус гепатита D. Этот класс вирусов способен размножаться в клетке в присутствии другого вируса, но не мешая ему при этом.

Иное дело с новым вирусом - Sputnik существенно снижает количество другого вируса в живой клетке. Это свойство дает надежду на разработку новых методов борьбы с вирусными инфекциями, хотя пока ученые не делают столь далеко идущих выводов - Sputnik был обнаружен при изучении другого уникального вируса, выделенного из амебы Acanthamoeba polyphaga, найденной в воде из градирни одной из ТЭЦ в Париже. Уникальность этого вируса, содержащего более 900 генов, прежде всего в его размерах - он настолько велик, что его можно увидеть в оптический микроскоп и спутать с бактерией. По сравнению с основным вирусом Sputnik просто крошка - у него лишь 21 ген.

Специалисты пока не пришли к единому мнению, можно ли в результате этого открытия считать вирус живым организмом. Интересным наблюдением является и тот факт, что 13 из общего числа генов вируса очень мало напоминают что-либо известное в генетике вирусов, однако 3 очень похожи на гены гигантского вируса амебы. Поэтому было высказано предположение, что Sputnik участвует в горизонтальном переносе генов между вирусами, подобно тому, как используемые в генной инженерии бактериофаги передают бактериальную ДНК из одной клетки в другую (процесс трансдукции).

Открытие вируса Sputnik, как и гигантского вируса амебы, может иметь огромное значение и для понимания глобальных экологических процессов - эти вирусы наверняка участвуют в регулировании процессов образования планктона в Мировом Океане.