Витамин C ускоряет перепрограммирование стволовых клеток.

Витамин C не только предотвращает цингу и помогает при лечении простуды, но и ускоряет перепрограммирование стволовых клеток. Новое свойство аскорбинки обнаружили китайские специалисты.

В журнале Cell: Stem Cell ученые рассказывают о том, как можно ускорить процесс получения стволовых клеток из обычных и одновременно заметно повысить его эффективность. Веществом, с помощью которого, ученые достигли своей цели, стал витамин C, или аскорбиновая кислота, ? недорогое и доступное вещество.

Витамин для стволовых клеток
Аскорбиновая кислота ? один из наиболее популярных лекарственных препаратов. Широкий спектр действия, достаточно высокая допустимая доза и, соответственно, невысокий риск отравления при случайной передозировке в сочетании с дешевизной получения вещества привели к тому, что аскорбинку перестали рассматривать в ряду настоящих лекарств.

Витамин C вначале был выделен и описан как вещество, необходимое для синтеза коллагена ? основного белка соединительной ткани и предотвращающее цингу. Позже было обнаружено, что он необходим для синтеза гормонов, работы клеток печени, а кроме того, играет роль и естественного антиоксиданта.

Антиоксиданты ? это вещества, которые противостоят химически активным обломкам молекул, так называемым свободным радикалам. Некоторое их количество образуется в клетках постоянно, что вызывает повреждения клеток, а витамин C и некоторые другие вещества активность свободных радикалов подавляют.

Именно витамин C в роли антиоксиданта привлек внимание коллектива ученых из Китайской академии наук и Института биологии стволовых клеток Южного Китая. Исследователи обнаружили, что уровень активных форм кислорода, относящихся к свободным радикалам, напрямую связан с риском неудачи при перепрограммировании стволовых клеток, а антиоксиданты этот риск существенно снижают

Перепрограммирование клеток
Что такое перепрограммирование стволовых клеток? Стволовые клетки в отличие от обычных могут неограниченно делиться и вдобавок со временем приобретать нужную специализацию, превращаясь в клетки кожи, кости или любой иной ткани. Они по сути аналогичны универсальным клеткам зародыша, из которых развиваются все органы. Более того, именно из эмбрионов их часто и получают.

Но эмбрионы ? далеко не самый подходящий источник для получения стволовых клеток как по этическим, так и по медицинским причинам. А так как один тип клеток от другого отличается в первую очередь активностью генов, то есть и другой вариант ? взять взрослые клетки и поменять работу их генов так, чтобы эти клетки превратились снова в стволовые.

Эта процедура, способная в будущем дать доступный и надежный источник получения стволовых клеток, называется перепрограммированием. У нее есть два серьезных недостатка. Первый ? риск дальнейших сбоев в жизни клеток и образование злокачественной опухоли, второй ? низкий процент удачно перепрограммированных клеток.

Теперь, судя по результатам работы китайских ученых, процент удачных исходов можно поднять сравнительно простым средством. И значит, препятствий на пути к терапии стволовыми клетками станет меньше.

Источник: Gzt.ru